Помощь на выходе
Помощь на выходе
Публикации \ 20.03.2013

"Для российских компаний такая трансформация особенно актуальна, так как традиционно наши предприятия очень замкнуты, не имеют культуры раскрытия и правильной подачи информации о себе", — отмечает генеральный директор консалтинговой фирмы "Партнеры и Боровков" Павел Боровков. Изнутри менеджерам компании сложно увидеть, как сделать ее интересной для инвестиций. Здесь нужен взгляд со стороны, то есть взгляд консультанта.

Сделать выбор

"Правильность выбора партнеров–организаторов является залогом успешного размещения компании на бирже", — рассказывает член совета директоров, руководитель блока инвестиций ГК "Эталон" Дмитрий Булхуков. Например, ГК "Эталон" для выхода на IPO привлекала синдикат банков (Renaissance Capital, VTB Capital, Credit Suisse), а также юридического консультанта — Cleary Gottlieb Steen & Hamilton LLP.

Руководитель инвестиционного банковского департамента ИК "Премиум Капитал" Степан Шепелев отмечает, что, если консультант выбран неправильно, или их выбрано много на все виды работ, либо при попытке сэкономить выбраны низкопрофессиональные консультанты, могут возникнуть проблемы. "Самое страшное — несогласованность их работы между собой, например аудиторов по МСФО и юристов, которые занимаются структурированием компании", — отмечает эксперт.

Задачи поставлены

В зависимости от того, на каком этапе подготовки к выходу на IPO находится компания, могут потребоваться различные услуги. "Консультанты могут дать объективную оценку текущему состоянию бизнеса, а также предоставить рекомендации исходя из своего практического опыта, который дает более детальное понимание ожиданий международных инвесторов", — объясняет операционный директор Acsour Дмитрий Карев.

В ГК "Эталон" рассказывают, что при подготовке к IPO наибольшего внимания консультантов требовали следующие аспекты: структура размещения, его объем, доля акций компании для размещения, оценка компании, круг и профиль потенциальных инвесторов, распределение в книге заявок между долгосрочными и краткосрочными инвесторами, временные аспекты выхода на биржу.

Работа консультантов начинается с экспертизы бизнеса, по итогам которой может оказаться, что компания не готова размещать акции.

Затем ведется подготовка всех служб компании: юридической, финансовой, — проводится трансформация, консолидация отчетности и аудит по МСФО, проводятся мероприятия по снижению и нормированию затрат и по правильному выстраиванию всех бизнес–процессов, рассказывает Степан Шепелев.

Крайне сложным моментом является и выбор окна для размещения. В данном вопросе необходимо верно оценить поведение и предпочтения глобальных рынков капитала с учетом тенденций основных локальных и глобальных макропоказателей.

Нелегкая это работа

От того, насколько профессионально сработают консультанты, и будет зависеть результат IPO. "Основная трудность — это недостаточное количество времени, которое уделяется продумыванию стратегии выхода на IPO и его целей еще до начала процесса", — считает Дмитрий Карев.

"Успех IPO почти всегда зависит от правильности выбранной цены и убедительности прогноза развития", — отмечает партнер "Эрнст энд Янг" Гэри Швейцер.

Компания "Эрнст энд Янг" провела опрос 300 институциональных инвесторов. По его результатам 91% инвесторов из всех категорий и регионов отнесли правильную цену к трем основным факторам успеха IPO.

Два других — убедительный прогноз развития и команда квалифицированных специалистов.

Источник: dp.ru